.1. Цель (миссия) ООП
Целевая ориентация образовательной программы на освоение основных областей знаний, необходимых для подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 40.50.03 Судебная экспертиза, способных заниматься видами профессиональной деятельности (экспертная, технико-криминалистическая, информационная, организационно-управленческая, организационно-методическая, научно-исследовательская, профилактическая), связанными с этим направлением, что определяется предметно-тематическим содержанием и преобладающими видами учебной деятельности обучающихся.
1.2. Срок освоения ООП
Нормативный срок освоения программы – 5 лет.
Форма обучения – очная.
1.3. Трудоемкость ООП
ООП подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 40.50.03 Судебная экспертиза – 300 зачетных единиц (з.е.).
1 з.е. равна 36 академическим часам (аудиторной и самостоятельной работы).
За 1 учебный год – 60 з.е.
1.4. Требования к абитуриенту
Прием в Волгоградский государственный университет для обучения по специальности 40.50.03 Судебная экспертиза осуществляется на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по следующим учебным предметам:
Обществознание,
Русский язык,
История.
К освоению программы допускаются лица, имеющие среднее общее, среднее профессиональное образование.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Освоение лицом образовательной программы высшего образования по специальности 40.50.03 Судебная экспертиза в Волгоградском государственном университете является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности бакалавров включает: судебно-экспертную деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений путем использования специальных знаний для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материальных носителей информации, необходимой для установления фактических данных.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектами профессиональной деятельности выпускников по специальности 40.50.03 Судебная экспертиза являются: свойства и признаки материальных носителей розыскной и доказательственной информации.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
Специалист по направлению подготовки (специальности) 40.50.03 Судебная экспертиза готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- экспертной,
- технико-криминалистической,
- информационной,
- организационно-управленческой,
- организационно-методической,
- научно-исследовательской,
- профилактической.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Специалист по направлению подготовки (специальности) 40.50.03 Судебная экспертиза должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
экспертная деятельность:
производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях; производство исследований по заданиям правоохранительных органов и других субъектов правоприменительной деятельности;
технико-криминалистическая деятельность:
исследование вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов правонарушения, а также их предварительного исследования; участие в качестве специалиста в других процессуальных действиях; участие в качестве специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях; участие в качестве специалиста в гражданском и арбитражном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
информационная деятельность:
участие в организации и ведение экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
организационно-методическая деятельность:
обучение и консультирование сотрудников правоохранительных органов и субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических средств и методов в установлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения; обучение сотрудников судебно-экспертных учреждений приемам работы с материальной обстановкой мест происшествий и методикам производства судебных экспертиз; распространение и внедрение современных достижений науки, техники, отечественной и зарубежной судебно-экспертной практики;
научно-исследовательская деятельность:
проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
профилактическая деятельность:
выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка предложений, направленных на их устранение.
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ООП ВПО
Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Выпускник должен обладать:
следующими общекультурными компетенциями (ОК):
Коды Содержание общекультурных компетенций (ОК)
ОК-1 способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма
ОК-2 способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии
ОК-3 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия
ОК-4 способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач
ОК-5 способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ОК-6 способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры
ОК-7 способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности
ОК-8 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
ОК-9 способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения
ОК-10 способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность
ОК-11 способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности
ОК-12 способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности
ОК-13 способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии
ОК-14 способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков
ОК-15 Способностью применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения
ОК-16 способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места
профессиональными компетенциями (ПК), включая:
Коды Содержание профессиональных компетенций (ПК)
В экспертной деятельности:
ПК-1 способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований
ПК-2 способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности
ПК-3 способностью использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств
ПК-4 способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов – вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз
ПК-5 способностью применять познания в области материального и процессуального права
В технико-криминалистической деятельности:
ПК-6 способностью применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов – вещественных доказательств
ПК-7 способностью участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а так же в непроцессуальных действиях
В информационной деятельности:
ПК-8 способностью вести экспертно-криминалистичекие учеты, принимать участие в организации справочно-информационных и информационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности
ПК-9 Способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности
В организационно-управленческой деятельности:
ПК-10 способностью организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов
ПК-11 способностью организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ делопроизводства
ПК-12 способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе
ПК-13 способностью составлять планы и отчеты по утвержденным формам
ПК-14 способностью выявлять, распространять и внедрять передовой опыт использования научно-технических методов и средств в правоприменительной практике
ПК-15 способностью к организации и осуществлению мероприятий по технической эксплуатации, поверке и использованию технических средств в экспертной практике
ПК-16 Способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач
В организационно-методической деятельности:
ПК-17 способностью обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования последних в раскрытии и расследовании преступлений
ПК-18 способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых преступлений
В научно-исследовательской деятельности:
ПК-19 способностью анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
ПК-20 способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов
ПК-21 Способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований
В области профилактической деятельности
ПК-22 Способностью выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение
Специализация № 3 «Экспертизы веществ, материалов и изделий»
ПСК-3.1 Способностью применять методики экспертиз и исследований веществ, материалов и изделий
ПСК-3.2 Способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять специальные, физические, химические и физико-химические методы в целях поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве
ПСК-3.1 Способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экспертиз веществ, материалов и изделий и современным возможностям исследования этих объектов для получения доказательной и розыскной информации
4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лаборатория растровой электронной микроскопии 1-15 «К»
1 Микроскоп РЭМ 100 У 1
Лаборатория исследования композитных наноматериалов 1-27а «К»
1 Установка для получения нанослоев полимеров и нанокомпозитов Eppendorf AG 22331 Hamburg; 1
2 Установка Ленгмюра-Блоджетт LT-111; 1
3 Спектральный эллипсометр «Эльф» 1
4 Разрывная машина 2167 Р-50; 1
5 Машина трения универсальная МТУ-01; 1
6 Установка для измерения электрических свойств; 1
7 Ротационный вискозиметр Fungilab (100 – 13000000 сПз) «SMART R» 1
Лаборатория спектральных методов анализа 2-28 «К»
1 Анализатор спектров 1
2 Блок суммирования и регистрации спектров 1
3 Блок управления анализатором спектров 1
4 Источник возбуждения спектров ИВС-29 1
5 Регистратор спектров
многоканальный измерительный «МИРС» АД 2.850.142 1
6 Фотоприемное устройство 1
7 Спектрофотометр СФ-56 1
8 Фурье-спектрометр инфракрасный ФСМ 1202 1
Лаборатория компьютерного моделирования наносистем 1-22 «К»
1 Компьютерный комплекс 15
2 Экран для проектора 1